Поколение next?

Ирина Любарская

газета "Время новостей" № 82 от 16/05/2006

Завтра открывается Каннский фестиваль

17 мая, в среду вечером, Каннский фестиваль начнется скандалом. Фестиваль без скандалов -- деньги на ветер. А детектив «Код Да Винчи» про приключения искателей святого Грааля, который сурово осудила церковь, подняли на смех историки и десять раз поймали на плагиате, стал главным скандалом последних лет. На следующий день начнутся показы конкурсной программы и секции «Особый взгляд», где представлен единственный участник из России -- Николай Хомерики с фильмом «977».

Как ни назови Каннский фестиваль -- ярмаркой тщеславия или мерилом вкуса, дорогим аттракционом или дешевым манипулятором, мировым авторитетом или междусобойчиком для своих, -- все будет правдой. Это большая игра, в которой принимают участие знаменитости, гении, выскочки, журналисты, публика и зеваки. Никто не знает, что перевешивает на кинематографических весах -- решения жюри или сделки, которые при закрытых дверях совершаются на главном кинорынке мира. И вообще, кино ли здесь всем управляет. Кто был призером, часто стирается из памяти куда быстрее, чем коварная лямка шелкового платья, которая соскочила в прошлом году с плеча Софи Марсо и открыла ее грудь. В летописи Канна такие случаи занимают свое почетное место наравне с фильмами.

Фильмы -- это удел журналистов, которым нужно писать свои статьи, и членов жюри, которые обязаны закрутить интригу с призами. В этом году впервые за историю фестиваля председателем жюри выбран представитель Азии, китаец из Гонконга Вонг Кар-вай. Это его в 2000 году жюри под руководством Люка Бессона прокатило с «Любовным настроением», а в 2004-м, когда он привез фильм «2046», оставил ни с чем вердикт жюри, возглавляемого Квентином Тарантино, который накануне фестиваля признавался в своей большой любви к Кар-ваю. Какого подвоха надо ждать от мудрого китайца, мы узнаем 28 мая. Судить кино вместе с ним будут Моника Беллуччи, Хелена Бонэм-Картер, Чжан Цзыи, Сэмюэл Л. Джексон, Патрис Леконт, Тим Рот, режиссер из Палестины Элиа Сулейман и женщина-режиссер из Аргентины Лукресия Мартель. За десять дней конкурса будет представлено 20 фильмов из 13 стран.

Пока сюжет конкурса выстраивается довольно интересно -- как матч молодежной сборной против ветеранов. Конечно, молодежь -- это сильно сказано. Тьери Фермо, артдиректор фестиваля, называет их «восходящее поколение». Сюда входит и 30-летний американец Ричард Келли, и горячие мексиканские парни Гильермо дель Торо и Алехандро Гонсалес Иньяритту, которым слегка за 40.

Ветераны

Педро Альмодовар в 1999 году был одновременно и обласкан, и обижен Каннским фестивалем. Он ушел со сцены с режиссерским призом за фильм «Все о моей матери» как оплеванный. Зрители свистели и орали, но «Золотую пальмовую ветвь» тогда получили братья Дарденн за «Розетту». Интересно, кто-нибудь помнит этот фильм? Новая картина Альмодовара «Возвращение» охватывает полвека испанской истории, показывая ее через образы женщин одной семьи. По жанру это комедия нравов с мистическим уклоном. Испанские актрисы как никто умеют сочетать условность и достоверность. Говорят, Кармен Маура играет привидение прямо-таки с японской напряженной страстностью. А Пенелопу Крус уже не в первый раз сравнивают с Анной Маньяни. Премьера фильма в Испании прошла с большим успехом. Возможно, 57-летнему классику европейского авторского кино удастся наконец уехать из Канна с главным призом.

«Огни пригорода» Аки Каурисмяки -- это завершающий фильм трилогии, начатой «Плывущими облаками» и «Человеком без прошлого». Название отсылает к чаплиновским «Огням большого города». История одиночества, предательства и жертвенности складывается из разборок на окраине Хельсинки, отношений ночного сторожа, пострадавшего за чужие проделки, и femme fatal, морочащей ему голову. Все это по-прежнему в стилизованном антураже 50-х годов. Многих первых зрителей картины (премьера в Финляндии уже состоялась) картина разочаровала. Ее назвали клоном фильма Ларса фон Триера «Рассекая волны», но только в мужском варианте. Что режиссеру должно быть обидно, поскольку известно, что Триера Каурисмяки терпеть не может.

«Ветер, что колышет ячмень» Кена Лоуча привлекает прежде всего тем, что главную роль в нем играет Киллиан Мерфи. Этот 30-летний ирландский актер, которому отпущена богом чрезмерная доля обаяния, явно становится международной звездой и с одинаковым успехом снимается как в европейских артхаусных фильмах («Завтрак на Плутоне», «Девушка с жемчужной сережкой», «28 дней спустя», «Диско-свиньи»), так и в больших голливудских проектах («Бэтмен: Начало», «Ночной рейс», «Холодная гора»). Благодаря ему и другим, пока не слишком известным молодым ирландским актерам, этот наверняка очень суровый по стилю фильм о начале англо-ирланской войны за независимость (1919 год) может оказаться интересным не только поклонникам «пролетарского» Лоуча, но и молодежной аудитории. Кстати, сентиментально-поэтическое название фильма на самом деле является строкой революционной песни типа «Варшавянки».

Остальные «тяжеловесы» -- Нанни Моретти («Золотая пальмовая ветвь» 2001 года за «Комнату сына») и Брюно Дюмон (Гран-при жюри 1999 года за «Человечность») -- тоже привезут кино с политическим оттенком. Моретти в «Каймане» рассказывает об Италии эпохи Сильвио Берлускони. Дюмон во «Фландрии» ставит «маленького человека» перед лицом войны, которая вполне могла бы быть иракской.

Восходящие

«Вавилон» Алехандро Гонсалеса Иньяритту -- кино со звездами, тут играют Брэд Питт, Кейт Бланшетт, Гаэль Гарсия Берналь и культовый японский актер Кодзи Якушо. Четыре переплетающиеся сюжетные линии начинаются с того, что два марокканских подростка, охраняющие стадо, решают пострелять из ружья в пустыне, однако пули находят себе цель. Действие длится около полутора суток и перебрасывается из Марокко в Тунис, Японию и Мексику. Как и полагается Вавилону, на экране настоящее смешение языков -- английский, испанский, японский, арабский и берберский. По-видимому, картина похожа на гремучую смесь «Суки-любви» и «21 грамма»: многие считают «Вавилон» заключительной частью трилогии, начатой этими фильмами. С такой звездой, как Брэд Питт на борту, эта картина к тому же может стать коммерческим хитом. А для самого Питта это хороший способ показать свой актерский потенциал вне крупнобюджетного голливудского кино. Стала ведь в свое время Николь Кидман артхаусной дивой благодаря «Догвилю» Ларса фон Триера

«Сказки южной стороны» Ричарда Келли -- потенциальная бомба Каннского фестиваля. Этот молодой американец поставил «Донни Дарко» и написал сценарий к «Домино» Тони Скотта. Время действия его нового фильма -- 4 июля 2008 года, День независимости. В главной роли -- борец Дуэйн Скала Джонсон. После неудачного фильма «Широко шагая» это его новая попытка прослыть актером, а не глыбой мускулов. Сам режиссер называет свою картину гибридом фантазий Филипа К. Дика и Энди Уорхола. Уже сочинен мультимедийный пакет, который будет сопровождать выпуск фильма в широкий прокат.

«Мария-Антуанетта» Софии Копполы -- костюмное кино в пышных декорациях Версаля, куда съемочную группу пустили по особому разрешению французского правительства. Вообще-то во дворце идут реставрационные работы, и он закрыт до следующего года. В заглавной роли Кирстен Данст, которая сыграла знаковую роль в дебютном фильме Копполы «Девственницы-самоубийцы». Людовика XVI играет двоюродный брат Софии Джейсон Шварцман, выступавший до сих пор в амплуа мрачного комика. Азия Ардженто, дочка хоррор-мэтра, предстанет в образе мадам Дюбарри. На роль Людовика XV Коппола планировала Алена Делона. Но престарелый французский суперстар отказал ей в настолько обидной форме, что она чуть было не подала на него в суд. Коппола признается, что сознательно не читала знаменитую биографию Марии-Антуанетты, написанную Стефаном Цвейгом. Она предпочла американскую книгу Антонии Фрэйзер, которая изобразила королеву несчастным тинейджером, юной девушкой, почти потерявшей связь с реальностью и оказавшейся не в том месте не в то время. Это весьма дорогой (стоимостью 40 млн долл.) кинопроект Columbia Pictures рассчитывает не столько на награды -- фильм явно был отобран в связи с французской тематикой, сколько на хороший прокат.

«Нация фастфуда» Ричарда Линклейтера -- фильм-расследование, превращенный в триллер на жуткую тему «Мы то, что мы едим». Типичное продолжение дела Майкла Мура, получившего в Канне «пальму» за антибушевское расследование. Историю послевоенной Америки автор рассматривает через невысокую кухню закусочных и бутербродных, объединивших нацию за неимением других идеалов. Раскрываются страшные тайны про смычку фастфудовских наркобаронов (бутерброды в фильме откровенно называют наркотиками) и Голливуда, насаждающего поп-культуру. В принципе, кажется, что фильм сделан по заказу КПРФ, хотя против того, что еда на вынос малосъедобна, лично я возразить не могу. У Линклейтера, который для «восходящего поколения» староват, а для ветерана еще молод, нет ярко выраженного стиля. Он автор романтических драм «Перед закатом» и «Перед рассветом», подростковой драмы «Пригород», музыкальной комедии «Школа рока» и грядущей экранизации наркотического безумия Филипа К. Дика «Помутнение». Поэтому ждать от его фильма можно чего угодно.

Еще один кот в мешке -- «Лабиринт Фавна» мексиканского хоррормейкера, певца Иных и городского андерграунда Гильермо дель Торо. Это он снял провалившиеся в прокате, но забористые фильмы «Хеллбой» и второй «Блэйд». Действие новой картины происходит под конец войны, в 1944 году, в испанской глубинке, куда отправляется с матерью и отчимом 12-летняя девочка по имени Офелия, живущая в мире грез. Франкистская Испания оказывается родиной чудовищ из кошмарных снов, а крестьянская баскская житуха источником инфернальных ужасов. Этот радикальный ход отборщиков продолжает линию программной политики Каннского фестиваля, начатую в прошлом году «Городом грехов» Роберта Родригеса.





Copyright © БРЭД ПИТТ: вчера, сегодня, завтра... 2004-2024
При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна

      Брэд Питт: вчера, сегодня, завтра...