|
Чертова дюжина Елена Правда Журнал Кинокадр 23/01/2005 Цирк уехал, клоуны остались Зачем снимают такие фильмы? На этот счёт есть разные мнения. Например — чтобы срубить бабла. Или, наоборот — для души, потому что нравится. В первое принято верить, во второе — не очень. Когда Вин Дизеля спрашивают, зачем он пошёл сниматься в «Хрониках Риддика» он не понимает вопроса. «Конечно, потому что мне понравилось работать над этим персонажем, это очень достойная роль!» И в третьем снимется. Если денег найдёт. Когда у Джорджа Клуни сотоварищи спрашивают, зачем ему эта тягомотина с двенадцатью зажравшимися друзьями, он отвечает — люблю старину Содерберга, отличное кино снимает, ну, и с ребятами на площадке порезвиться — чем не прелесть, да ещё и за деньги.
Понять такое отношение к жизни мы можем, только изрядно напрягши воображение. Богатые люди иногда хотят и порезвиться. Тем более что как актёрам им доказывать давно уже никому ничего не надо, а дать лишний раз засветиться старым, но малоизвестным товарищам, да ещё и других знаменитостей пригласить — милое дело. Когда такая толпа знаменитостей строем отправляется на площадку не слишком долгожданного сиквела — тут уж либо продюсер оказался гением, либо денег на проект решено вбухать вагон, либо им всем действительно в прошлый раз понравилось.
Цирк на выезде Денег на сиквел ушло и правда чуть больше, но принципиально на картину происходящего это повлиять не могло — инфляция, сэр. Был придуман некий затравочный поворот сюжета (Терри Бенедикт нашёл их всех и заставил вернуть похищенное, с процентами), благодаря чему было принято решение отправиться в прощальную гастроль по европам, дабы изыскать у богатеньких европейцев требуемую сумму с восемью нулями. Однако оказалось, что богатеньких европейцев есть кому потрошить и без наших славных парней, на чём и был сформулирован главный конфликт повествования. Достаточно для сценария? Для фильма, в котором нет действующих лиц, а есть «персонажи», разработанные специально обученными людьми, более чем достаточно. А потому — мотор! Лягай, пацаны, ибо несдержанны мы в желаниях своих!
Фильм с таким суповым набором класса «топ» и «вип» просто обязан стать эдаким капустником. Право, есть фильмы, которые прославляют своих участников, есть фильмы, вытянутые лишь одним актёром с известной фамилией, есть фильмы, проваленные с позором, каковой остаётся на создателях навечно. А есть фильмы, которые состоят лишь из того багажа, что притащили на съёмочную площадку актёры, режиссёры и продюсеры. Такие фильмы могут собрать или не собрать кассу, они могут быть лучше или хуже качественно, но по факту они останутся лишь эдакой мозаикой из множества зеркальных отражений уже снятого до сих пор, замешанного в грандиозную кучу-малу разной степени удобоваримости.
Гопак с выходом Ну как можно относиться к фильму, где великие воры Оушен со товарищи только и делают, что ничего не делают, так и не совершив толком ни единого ограбления (sic!), зато успев не по одному разу грамотно заехать на дачу, предварительно будучи неоднократно объегоренными если не коллегами по бизнесу, так волками из Европола, не говоря уже о тёплой любви Терри Бенедикта. Весь фильм они ходят и говорят, шутят и смеются, подтрунивают друг над другом (над своими актёрскими, а не персонажными инкарнациями, надо полагать), от души веселятся и стараются посмешить заодно нас, зрителей.
Каким образом, ей-богу, можно серьёзно обсуждать фильм, в котором беременная Джулия Робертс изображает небеременную гражданку Оушен, которая изображает беременную Джулию Робертс перед Брюсом Уиллисом, играющим Брюса Уиллиса. Значит, будем обсуждать несерьёзно.
Шутка удалась в том смысле, что понимающий в жанре театрального капустника должен порадоваться, представление не покинуло пределов тонкого подтрунивания, попробуй представить, что это не персонажи прикалываются друг над другом, а сами актёры, кино сразу обретает совсем другой оттенок.
Шутку понял И сделать это придётся, потому что, увы, в остальном кино получилось скорее пародией о неудачниках, которых все пинают, как хотят, танцор диско самого хамского европейского вида над ними просто издевается, и восстановить статус-кво удаётся лишь с помощью европейского же дядюшки, он же папочка, а также доброй мамочки и пары-тройки других, не менее колоритных персонажей. В общем же и целом «Двенадцать океанических» есть типичная пародия на пародию на фильм-ограбление, в таком статусе она и останется в анналах мирового блокбастеростроения.
Нет, фильм с таким звёздным составом может не окупиться лишь благодаря каким-то особо извращённым стараниям его создателей, однако при описанном выше подходе самое то — выйти в небольшую итоговую прибыль и со счастливым сердцем разъехаться по голливудским виллам. Повеселились достойно, со вкусом, но зрительскую любовь к золотой дюжине выше среднего уже не поднимешь никаким чудом, и даже кинокритики в основном остались холодны к тонким кинематографическим шуткам-подколам, коих в фильме просто огромное количество. Один только бедолага Мэтт Дэймон заставлял меня лично смеяться до слёз, однако столь массированные узкоспециальные шутки нынче как-то не в моде. Для подобного нужен не Стивен Содерберг с его операторскими стоп-кадрами, а Кевин Смит с его чувством юмора.
До встречи на каком-нибудь другом кино?
|