Игры Тони Скотта

«Думаю, сегодня мы должны вести себя очень осторожно, но время - лучшее лекарство», - говорит режиссер Тони Скотт. Он ведет себя очень осторожно. Ведь его фильм «Шпионские игры» - первый студийный боевик, который вышел в американский прокат после трагедии 11 сентября. В ленте Скотта речь идет о шпионаже, международных интригах и прочих щекотливых вещах. Поэтому режиссеру приходится быть предельно дипломатичным, разговаривая с журналистами.

Фильм «Шпионские игры» с участием Роберта Рэдфорда и Брэда Питта вышел в прокат 21 ноября 2001 года. Кинокомпания Universal решила рискнуть и не переносить его на 2002 год после успешных тест-просмотров, опросов зрителей и анализа маркетологов. Правда, сцену взрыва в Бейруте коренным образом переделали и перемонтировали. «Это было трудное дело, - признается Скотт. - Но на самом деле наш фильм не о терроризме, а об отношениях ученика и учителя». Взаимоотношения снявшихся в картине актеров почти зеркально отражают динамику отношений персонажей. В начале своей карьеры Питт прославился ролью в фильме «Там, где река катит воды свои», который поставил Рэдфорд. С тех пор Питта часто называли «новым Рэдфордом» - как за его внешность, так и за бунт против голливудской системы. В «Шпионских играх» Питт играет Тома Бишопа по прозвищу Бойскаут, агента ЦРУ, склонного к неформальным методам работы. Его арестовывают в Китае и приговаривают к смерти. Рэдфорд играет его друга и наставника, агента ЦРУ Натана Муира, который разрабатывает план спасения Бишопа. В сценарии Майкла Фроста Бекнера и Дэвида Эрата события происходят в разные времена, авторы исследуют ключевые пункты карьер обоих героев, перенося зрителей то во Вьетнам, то в Берлин, то в Бейрут. Скотт открыто говорит о сомнениях, охвативших и авторов, и студийных работников после событий 11 сентября.

«Мы провели закрытый просмотр на Universal. Пришли все, кто работал над фильмом. Нужно было решить, проводить ли публичный тест-просмотр. Треть всех событий, о которых рассказывается в картине, происходит в Бейруте, и в одном эпизоде показан взрыв здания. С кем бы я ни говорил - у всех перед глазами стояли кадры, снятые 11 сентября: клубы дыма, взрывы, падающие небоскребы. Мы обсуждали эту проблему, но я понял, что угодить всем невозможно. Тогда я решил, что нужно слегка сгладить самые чувствительные и опасные моменты в этой сцене. В итоге я полностью изменил концепцию сцены, сделал ее более линейной. Сейчас, пересматривая новый вариант, я прихожу к выводу, что так даже лучше: сцена получилась более жесткой и напряженной». Скотт считает, что рекламный ролик неправильно преподносит фильм.

«В нем акцент делается на сцены «экшен», - говорит режиссер. - На самом же деле треть действия фильма происходит в ЦРУ на протяжении 24 часов. Начальство допрашивает Рэдфорда в надежде раскопать какую-нибудь грязь про героя Брэда Питта, чтобы они могли умыть руки и с чистой совестью сдать его китайцам. Им выгодно представить дело так, будто парень ушел в самоволку, действовал без ведома ЦРУ - мол, они здесь ни при чем. Это гениальная история. Когда я читал сценарий, я думал: «Здесь можно великолепно манипулировать зрителем с помощью монтажа. В кабинете для допросов ведется что-то вроде шахматной игры. А параллельно по миру прокатываются отголоски этой игры. Благодаря монтажу мы можем перемещаться из шахматного мира аналитиков в тот странный мир, каким является сегодняшний Китай, Бейрут 1985-го или Берлин 1976-го. Это великолепный материал для монтажа».

После тест-просмотра стало известно, что женщинам фильм понравился даже больше, чем мужчинам. «Это естественно! - восклицает Скотт. - Ведь у нас снимались Брэд Питт и Роберт Рэдфорд. Не нужно быть гениальным психологом, чтобы понять, что картина привлечет женщин. Зрительницы старше 40 пойдут смотреть на Рэдфорда, а младше 40 - на Питта. Они красивые мужчины и женские кумиры». Скотт считает, что Голливуд недооценивает обоих актеров. «Красивым актерам, таким, как Боб и Брэд, нелегко в этом бизнесе. Их неизменно записывают в красавчики, в них не хотят признавать настоящих актеров. Раньше мне доводилось работать с Брэдом, он снимался у меня в фильме «Настоящая любовь», и я уже тогда был готов снимать его в любой роли. Боб и Брэд работают совершенно по-разному, у них прямо противоположный подход к работе. Например, они готовятся к сцене. Боб - собранный, подтянутый, подготовленный. Он знает в мельчайших деталях, как будет играть и что он хочет сказать каждым словом и жестом. Боб знает внутренний смысл сцены, скрытые мотивы поведения его героя и других персонажей. Он знает все. А Брэд работает более спонтанно.Он просто встает перед камерой и играет. В ином случае сотрудничество двух таких разных актеров могло бы привести к катастрофе на съемочной площадке. Но у нас все получилось великолепно, потому что раньше эти парни работали вместе и хорошо знали сильные и слабые стороны друг друга».

Скотт честно признается, что перспектива руководить Робертом Рэдфордом его немного испугала. «Этот человек поставил два моих любимых фильма, - говорит он. - Я чувствовал робость при мысли, что мне придется давать ему указания. Но еще до начала съемок мы с Бобом провели большую подготовительную работу, чтобы убедиться, что у нас одинаковое видение материала. К тому времени, когда начались съемки, он полностью мне доверял. Он часто говорил: «Я бы, конечно, снимал это иначе». Но при этом всегда меня слушался и поддерживал в трудных ситуациях. Например, когда я снимал очень драматичную сцену на крыше между Брэдом и Бобом, которая должна была стать поворотным пунктом в отношениях героев».

«Я снимал эту сцену двумя наземными камерами, поставленными на круговые рельсы, снимал героев в движении. А затем подстраховал себя, сняв все это с вертолета. Когда я отправлялся на вертолете снимать сцену сверху, Боб сказал мне: «Не понимаю, почему ты это делаешь, но меня это завораживает». Два совершенно разных стиля, две разные точки зрения на конкретную сцену... Боб великолепно себя вел. Он понимал все проблемы, возникавшие на съемках, потому что сам ставил фильмы. И он хорошо знает, каково режиссеру, когда проект идет в неправильном направлении».

«Боб всегда был моим кумиром», - добавляет Скотт. Он уверяет, что именно триллер с Рэдфордом «Три дня Кондора» (1975) вдохновлял его, когда он снимал в 1998 году «Врага государства». Если действие предыдущих триллеров Скотта происходило в основном в США, то в «Шпионских играх» ему пришлось немало поездить по свету. По иронии судьбы все натурные съемки проходили не в тех местах, где происходит действие. Бейрут и Вьетнам снимали в Марокко; в роли Германии выступила Венгрия; а китайскую тюрьму воссоздали - вы не поверите! - в Оксфорде! «Я готов поспорить, что никто из зрителей не сможет отличить оксфордскую тюрьму от настоящей китайской тюрьмы! - заявляет Скотт. - Я долго искал это место. Я узнал, что в Англии есть только одна подобная тюрьма, и смог договориться о ее использовании. Мы собрали для массовки всех китайцев, живущих в южной части Англии. Во время съемок этой сцены все китайские рестораны в Лондоне были закрыты. На целую неделю любители китайской кухни остались без любимых блюд. Все китайцы оказались в Оксфорде, все они снимались у нас в фильме».

Наверное, договориться с владельцами ресторанов было легче, чем с ЦРУ, которое показано в фильме, мягко говоря, не очень восторженно. Скотт уверяет, что открытой конфронтации не было, но и особого энтузиазма со стороны ЦРУ не наблюдалось. «Мы не пытаемся сглаживать острые углы, - говорит он. - То, что происходит в картине, совершенно логично. Таков здравый смысл. Когда ситуация обостряется, лучше пожертвовать малым, чтобы сохранить остальное. Для ЦРУ это больная тема - поэтому-то мы и не получили полной поддержки с их стороны. Конечно, я искал для моих актеров реальных прототипов, с которых можно было бы «снять» манеры поведения. Я пошел в ЦРУ, и они любезно согласились со мной поговорить.

Потом они разрешили Брэду пообщаться с агентами. Но полной поддержки все равно не было, потому что фильм наступает им на больные мозоли. Нечто подобное произошло, когда я снимал «Багровый прилив». Военные отказались с нами сотрудничать, потому что им не хотелось слышать даже упоминания о возможности мятежа на борту подводной лодки. Они не разрешили легально заснять подводные лодки, и нам пришлось действовать нелегально. У меня был осведомитель, человек с базы в Перл-Харборе, который знал, когда подлодки уходят и когда возвращаются на базу. Он нас предупредил, я взял три съемочные группы - одна была на вертолете, две находились на катерах. Вышли в море и стали ждать, а на Перл-Харборе даже в те годы жутко боялись нападения террористов. Нас засекли, вызвали по радио: «Кто вы такие, парни?»

А в это время как раз подлодка всплывает. Мы по радио отвечаем - мол, телевизионная группа, снимаем рекламу, - а сами премся как раз на лодку. Очевидно, капитан решил от нас отвязаться и пошел на погружение, а нам только того и надо! Представляете, он отстреливает баллоны - двенадцать фонтанов вокруг этой штуки - и уходит под воду. Так я получил один из лучших кадров в своей жизни». Самые кассовые фильмы Скотта - «Топ Ган» (Top Gun, 1986), «Багровый прилив» (1995) и «Враг государства» (1998) - тематически связаны с правительственными и военными проблемами. Но на его счету также есть комедии («Полицейский из Беверли-Хиллз-2», 1987), полицейские ленты («Последний бойскаут», 1991), и даже кино про вампиров («Голод», 1983), которым он дебютировал в режиссуре.

«Вообще-то я хотел поставить «Интервью с вампиром», - вспоминает Скотт. - Я пытался убедить MGM похоронить идею «Голода» и сделать вместо этого экранизацию книги Энн Райс, которая мне очень нравилась. Ничего не вышло. Поэтому я просто позаимствовал настроение этого романа для «Голода». Перед выходом фильма о нем так хорошо отзывались, что у меня даже появилась возможность взяться за постановку «Человека со звезды». А потом господа со студии посмотрели «Голод», и у них начался коллективный сердечный приступ - так им не понравилось. На следующее утро я приехал на студию и увидел, что место моей именной парковки замазано белой краской; охранники заставили меня парковать машину на общей автостоянке. В тот же день состоялось двухчасовое совещание с чиновниками Fox - я не буду называть их имен. Все наперебой рассказывали, как им не нравится «Голод», и у каждого были предложения по части улучшения - например, сделать из фильма что-то вроде продолжения «Челюстей». А в конце собрания один из них сказал мне: «О, кстати, как вы сделали сцену в «Чужом», когда из брюха этого парня вылезает голова чудовища?»

В настоящее время Тони Скотт разрабатывает два проекта. Первый - триллер про серийного убийцу под названием «Отбирая жизни» (Taking Lives) для Fox и Village Roadshow. Второй - «Том Микс и Панчо Вилья» (Tom Mix and Pancho Villa) для Fox и Intermedia.

«Я лелею этот проект уже 10 лет, - говорит он. - Это будет настоящий эпос, потрясающая история, нечто среднее между «Лоуренсом Аравийским» и «Дикой шайкой». Интересно, что в планах Ридли Скотта раньше тоже был фильм о Панчо Вилье. Потом он его оставил. Может быть, он уступил тему младшему братишке? «Это совершенно разные проекты, - настаивает Скотт. - В сценарии Ридли «Война Панчо» речь шла о двух контрабандистах оружия в Мехико в начале века. Это был боевик в стиле «Смертельного оружия», и Панчо Вилья появлялся там всего на полминуты. А мой проект - трогательная история любви. Братской любви Панчо и звезды ковбойского немого кино Тома Микса. Панчо учит его законам жизни и выживания».

«В фильме будут очень яркие характеры, и Брэд Питт кажется мне идеальным актером на роль Тома Микса, - завершает интервью Скотт. - Надеюсь, мне удастся запустить проект до того, как Брэд уйдет на пенсию».


Copyright © БРЭД ПИТТ: вчера, сегодня, завтра... 2004-2024
При использовании материалов сайта, ссылка на источник обязательна

      Брэд Питт: вчера, сегодня, завтра...